|
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ
В этот период ребенок должен обладать словарным запасом, состоящим из не менее 50 - 70 слов.
|
Показатели речевого развития |
Время появления в норме |
|
Употребляет местоимение "Я" |
2 года 3 мес. |
|
Адекватно использует названия цветов (красный, синий., желтый, зелёный) |
2 года 6 мес. |
|
Согласует имена прилагательные с существительными в роде (кроме среднего рода) красивый цветок, веселая собака. |
к 3 годам |
|
Согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде (птички улетели, ребятки кушали) |
к 3 годам |
|
Активно пользуется предложно-падежными конструкциями (Иду гулять, дай игрушку) |
с 2 лет 1 мес. |
|
Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи (игрушки, одежда, овощи, фрукты) |
к 3 годам |
|
Понимает значение пространственных наречий, употребляет их в речи (высоко – низко, далеко – близко) |
с 2 лет 3 мес. |
|
Произносит твердые звуки С, 3, Ц
Должен научится правильно произносить звуки простые по артикуляции: губные п, б, м, губно – зубные в, ф, задне - язычные к, г, х, передне – язычные н
Звуки «Р», «Л» и шипящие, он старается заменить на другие или пропускает. |
с 2 лет 1 мес. |
|
Замечает неправильное звукопроизношение у других детей |
к 3 годам |
|
Начинает подбирать рифмы к словам |
с 3 лет |
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ
Словарный запас возрастает каждый день, теперь он составляет от 250 – 700 слов.
|
Показатели речевого развития |
Время появления в норме |
|
Употребляет в активной речи слова-названия частей предметов (у стула есть спинка, ножки, сиденье) |
3 года 6 мес. |
|
Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами |
с 3 лет |
|
Использует в речи приставочные глаголы (ушёл, пришёл, обошёл) |
3 года 1 мес. |
|
Появляется словотворчество |
с 3 лет |
|
Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук - лук) |
к 4 годам |
|
Произносит звуки Ш, Ж, Щ, Ч |
к 4 годам |
|
Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи |
к 4 годам |
|
Может пересказать знакомую сказку близко к тексту |
к 4 годам |
|
Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки |
к 4 годам |
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ
Словарный запас состоит из 1500 – 2000 слов.
|
Показатели речевого развития |
Время появления в норме |
|
Активно пользуется обобщающими словами. |
с 4 лет 6 мес. |
|
Пользуется суффиксами, обозначающими людей по их профессии ( крановщик, продовщица, воспитательница) |
4 года 6 мес. |
|
Может подбирать к словам антонимы (узкий - широкий, больной – здоровый, мокрый – сухой) |
к 5 годам |
|
Продолжается словотворчество |
В течение дошкольного детства |
|
Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа рак - лак) |
с 4 лет 6 мес. |
|
Определяет наличие звука в слове |
с 4 лет 6 мес. |
|
Находит место звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец) |
к 5 годам |
|
Может составить рассказ по картинке или серии картинок |
к 5 годам |
|
Начало формирования внутренней (планирующей) речи |
к 5 годам |
|
Звукопроизношение полностью соответствует норме |
с 4-5 лет |
|
|